— В последнее время вы, κак ни позвонишь, все время заняты. Даже в бытность тренерοм за вами таκогο напряжения не замечалось. Чем заняты, если не секрет?
— Когда работал, мне звонили меньше, чем сейчас. На какие-то вопросы отказываюсь отвечать под предлогом занятости. Хотя и дела есть, и отдохнуть не мешало. Два месяца — хороший отдых. Посмотрел хороший футбол, с удовольствием увидел вживую матчи Испания — Франция, «Барселона» — «Реал», «Шахтер» — «Ювентус»...
— ...»Амκар» — «Анжи»...
— Нет, «Амкар» — «Анжи» не видел. «Малагу» смотрел перед ее встречей с «Зенитом». Поскольку и отдыхал в Малаге, посмотрел, как занимается ее детско-спортивная школа, какова направленность этих занятий, пытался понять, почему испанские футболисты так техничны, и увидел, какая целенаправленная работа ведется с детьми на тренировках.
— Есть ли у вас новые тренерские предложения?
— На сегодня свободен. Были бы, уже готовился бы к работе.
«ШАХТЕР» СИЛЬНЕЕ ВСЕХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
— Как вы расстались с киевским «Динамο»? Стало ли этο неожиданным для вас?
— На тот момент расставание показалось мне неожиданным, хотя с другой стороны, если любой тренер потерпит поражения в двух важных играх кряду, еще и с разгромным счетом, этого можно ожидать. Да и после любого проигрыша киевского «Динамо» «Шахтеру» можно ждать всяких изменений — это принципиальные матчи, на исход которых остро реагируют как руководители клуба, так и болельщики.
Но если анализировать ситуацию для себя, видишь определенные закономерности. Во-первых, наша подготовка к сезону получилась очень сложной. Десять игроков основного состава готовились к чемпионату Европы в составе различных сборных. Они по-своему отдыхали. Во-вторых, большая группа новичков влилась в команду лишь перед самым началом чемпионата.
В моем контракте было записано: если мы не выигрываем чемпионат Украины, то в Лигу чемпионов должны пройти через отборочный цикл. Но и подготовка к нему получилась скомканной. Тем не менее мы прошли: на первом этапе выиграли семь матчей, причем дважды победили «Фейеноорд», в гостях обыграли менхенгладбахскую «Боруссию», которая в прошедшую пятницу сыграла вничью с лидером бундеслиги «Баварией». Обе — очень хорошие, квалифицированные команды.
Психологическое напряжение тогда не только для меня — для всех игроков — было очень высоким. При этом у нас было немало травмированных, а уровень готовности был недостаточно высок, потому что нормального предсезонного сбора не получилось. И если брать матчи с «ПСЖ», то, объективно говоря, мы на тот момент не в состоянии были обыграть французов.
— Между тем в первый период вашей работы в Киеве «Динамо» убедительно прошло «ПСЖ»...
— Тогда мы были значительно лучше готовы, да и состав «ПСЖ» с тех пор здорово усилился. К тому же тогда мы играли в Лиге Европы, а теперь в Лиге чемпионов. Помимо всего прочего, в нашу команду пришло много новичков, и, как обычно, им нужно было время на адаптацию. Хотя игроки пришли квалифицированные, как никогда прежде, — Краньчар, Рафаэл, Тайво.
— Этим и мοжно объяснить тο, чтο «Динамο» уступало «Шахтеру» в очных встречах?
— На сегодняшний момент «Шахтер» объективно сильнее не только киевского «Динамо», но и всех на постсоветском пространстве. Это одна из сильнейших команд на европейском континенте. Такой атаки, как у «Шахтера», в Европе, думаю, ни у кого нет. Все мы видели тотальное преимущество горняков в матчах с «Челси» — и домашнем, и выездном, убедительную игру в Турине против «Ювентуса». Они справедливо прошли в следующую стадию Лиги чемпионов, став гораздо более уверенными в себе. Донецкий клуб по всем составляющим может считаться грандом европейского футбола и в Лиге чемпионов способен пройти далеко.
— Насколько тяжело было работать в Киеве при наличии серьезной оппозиции в кругах как специалистов, так и болельщиков. Последние ведь даже сайт создали «Антисемин»...
— Эта оппозиция, на мой взгляд, была искусственной. Особенно с прошлого года. Помимо интернета существовала еще и группа телевизионщиков. С ее подачи в эфире появилось высказывание Алиева, обиженного тем, что его не поставили на матч со «Спартаком». Значит, кто-то подслушал его разговор с Билялетдиновым. Кто-то вел целенаправленную политику в этом смысле, а мы находились на первом месте, и отрыв от «Шахтера» был немалым. Тогда, собственно, и родилась оппозиция, которая не хотела, наверное, чтобы «Динамо» стало чемпионом. Начались волнения: Алиеву пришлось объясняться, а Семину говорить, что в команде все нормально, что это лишь рабочие моменты.
— Но тοгда Алиев тοльκо Билялетдинову этο сκазал, а сейчас в открытую повтοряет.
— Саша может сегодня одно утверждать, завтра — другое. Он и мне говорил, что я его любимый тренер, а теперь, очевидно, стал нелюбимым. Не склонен на это внимание обращать.
Факты — упрямая вещь, а они говорят, что за два года пребывания в команде я набрал 79 очков (в первый год 26 матчей выиграли, три проиграли), а во второй, когда не стали чемпионами, уступили только Донецку, да и то по не зависимым от нас причинам — судью после игры наказали за грубейшую ошибку. Ну а чтобы все время становиться чемпионами, надо было, наверное, поменьше игроков продавать, причем ключевых, как, например, Роман Еременко. Не продали бы — возможно, и первого места не упустили.
Не все, словом, от тренера зависит. А сезон, я считаю, получился хорошим, серьезным. Но есть и другие команды, которые не уступают нам и в финансовом плане, и в игровом — «Днепр», «Металлист», не говоря уже о «Шахтере», законодателе мод.
СО МНОЙ РАССЧИТАЛИСЬ, А С ИГНАТЬЕВЫМ — НЕТ
— Сейчас все они подтянулись и даже обгоняют киевское «Динамо», верно?
— Когда Семин там был — команда всегда боролась за первое место, а уж второе-то занимала стабильно. О том, что происходит сейчас, не могу ничего сказать.
— А κакие отношения были у вас с Блохиным?