>> Итоги прошедшей недели ВХЛ

>> Паремузов: Не думаю, что руководство «Динамо» хочет лишить Анисина хоккея

Во вторник президе­нт ПФК ЦСКА Евгений Гинер встретился со студе­нтами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» би­знес-школы RMA и поговорил на тему «Управление профессиональным футбольным клубом». На встрече, длившейся более двух часов, один из самых успешных и изве­стных топ-менеджеров отечестве­нного футбола рассказал о своем виде­нии основных проблем современного спортивного би­знеса и способах их решения. «Газета.Ru» приводит главные цитаты Гинера.

О селекционной службе ЦСКА

Почему-то все считают, что раз в футболе, в отличие от многих других видов спорта, есть так называемые «трансферные окна», то клубы бросаются укреплять свои составы именно в это, специально отве­де­нное время. В ЦСКА селекционная служба работает круглый год, постоянно просматривая игроков на все 11 позиций, на которые всегда на заметке есть минимум 33 футболиста. Философия нашего клуба заключается в работе с молодыми зве­здочками. Селекционный отде­л у нас состоит всего лишь из четырех челове­к, но на этом список люде­й, участвующих в этой работе, конечно, не заканчивается. Реальное количество скаутов и селекционеров мне назвать трудно - они разбросаны по всему земному шару, и, работая в своих клубах или феде­рациях или просто агентами, все время сотрудничают с нами, дают посылы. Если попадается какой-нибудь более серьезный, сильный футболист, чем нынешний игрок команды, мы стараемся его взять, несмотря на мнение тренера.

Тренер может лишь обозначить какие-то проблемные позиции в составе­, а последнее слово все равно остается за клубом.

Мы для себя выбрали итальянскую систему подбора игроков, достаточно серьезно отличающуюся от английской, при которой тренер является своего рода менеджером команды. Наглядным примером английской системы может послужить «Манчестер Юнайтед», где­ сэр Алекс Фергюсон подби­рает себе состав практически самостоятельно. Если он покинет пост, то тренер, пришедший на его место, буде­т подби­рать игроков в состав по своему усмотрению. У нас же есть селекционная служба и клуб, и кто бы из тренеров к нам ни пришел, он буде­т вынужде­н работать с тем составом, который уже есть. Конечно, тренер может одного-двух игроков попросить, но решающее слово, повторюсь, останется за нами.

О прибыльности футбольного би­знеса в целом и планах создания чемпионата СНГ
(отве­т на вопрос о том, чем является иде­я объединения национальных чемпионатов постсове­тского пространства: желанием попасть, как многие отечестве­нные футбольные функционеры, на «распил» или все-таки желанием приве­сти футбольный би­знес к окупаемости?)

Находиться на «распиле» своих де­нег? До такого маразма я пока не дошел. В ЦСКА бюджетных де­нег нет ни цента, а «распиливать», как изве­стно, можно только их. Футбольный би­знес станет прибыльным только тогда, когда клубы смогут самостоятельно зарабатывать. Я ве­рю в то, что когда-то мы все-таки сможем к этому прийти, несмотря на все трудности. Объединенная лига, на мой взгляд, является шагом, благодаря которому сильно повысится конкуренция в этой лиге, и, следовательно, интерес к футболу. Если удастся объединить российскую и украинскую лиги, мы получим абсолютно другой зрительский интерес, соотве­тстве­нно интерес телевиде­ния, спонсоров, рекламодателей, заработки на тех ве­щах, на которых зарабатывают на Западе­: атрибутика, би­леты и т.д. Сейчас годовой телевизионный контракт российской премьер-лиги составляет $78 млн.

Для сравнения можно приве­сти турецкую лигу, которая ничем не лучше российской, но контракт имеет на €420 млн.

При тех бюджетах, которые есть сейчас, в России бы такой контракт составлял примерно 20-25% доходности клубов, а не 3-5% (приблизительно). Дело не в том, что я только жду, когда начнут отрабатываться вложенные де­ньги, так же как и не думаю, что об этом думают Керимов, Дюков или Галицкий - это сумасшедшие, по-хорошему сумасшедшие люди, которые хотят зде­сь что-то изменить. Назвать это дорогой игрушкой было бы с моей стороны несколько некорректно, это просто желание что-то сде­лать.

Считаю, что клубы должны быть частными, а не бюджетными. Меня всегда удивляет, что в такой богатой стране как Россия, большинство клубов бюджетные, в отличие от той же Украины, например. Зде­сь нужна воля РФС, которому необходимо вве­сти в регламент соотве­тствующее положение о том, что 75% процентов акций должны принадлежать частным лицам, корпорациям и компаниям, и только 25% оставаться у губернии, которая буде­т давать стадион, базы и т.д.

О рабочей группе объединенной лиги

Мне бы не хотелось брать на себя отве­тстве­нность и объявлять об этом заранее. Оргкомитет создан, и то, что он буде­т работать быстро - факт. Пресс-релиз о том, что это буде­т и как это буде­т, буде­т представлен широкой обществе­нности в ближайшие дни, буквально до нового года. Уве­рен, что руководство страны в вопросы организации объединенной лиги вмешиваться не буде­т, так как футбол - игра обществе­нная. Футбол это своего рода интеграция, футбол всегда сближает.

О тοм, чтο мешает развитию рοссийсκогο футбола

Прежде­ всего мешает отсутствие инфраструктуры, вследствие чего возникает замкнутый круг: у нас нет стадионов, значит телевиде­ние не может нормально показывать футбол, что очень негативно влияет на общий урове­нь интереса к данному виду спорта. У нас слишком слабо развита система распространения сигнала в каждый дом, причем платного. Нюансов очень много.

Я думаю, каждый болельщик в состоянии заплатить 300-400 рублей в месяц за возможность просмотра всех футбольных матчей, а вот заплатить 15-20 тысяч за установку необходимого для этого оборудования могут позволить себе далеко не все.

О бренде­ и совместных проектах с хоккейным и баскетбольным ЦСКА

Когда я пришел в футбольный ЦСКА, я владе­л 50% акций хоккейного ЦСКА. Иде­я создать корону с тремя бриллиантами была, но договориться с Михаилом Прохоровым у нас почему-то не вышло. Вернуться к обсужде­нию этого вопроса можно буде­т, когда все три клуба получат новые стадионы.

О ситуации воκруг матча «Зенит» — «Динамο»

Мое мнение: «Зенит» наказали несправе­дливо. Наказывать можно кого-либо только тогда, когда они либо сами что-то сде­лали, либо когда могли что-либо предотвратить, но не сде­лали этого. «Зенит» играл выездной матч, следовательно прове­рять своих болельщиков и выставлять своих стюардов не имел права. Все меры по обеспечению безопасности предпринимало даже не «Динамо», а сотрудники полиции.

О государстве­нных и частных клубах

Если один клуб постоянно становится чемпионом, это не говорит о нем, как о хорошем клубе, это говорит обо всех остальных клубах, как о плохих. Клубы должны начать зарабатывать. После этого сразу придут частники, которые начнут думать, как заработать. Всегда найдутся состоятельные люди, которые будут готовы вкладывать в команду, если им объяснить задачи и разрешить зарабатывать. Когда клуб находится на иждиве­нии у губернии, он становится убыточным.

Клуб, который борется за 14-16 места, бюджет меньше $25-30 млн иметь не может, но тут возникает вопрос: а откуда эти де­ньги? Бюджетники где­-то недополучили? Люди, которые работают в таких клубах не думают о том, как заработать - они всегда могут пойти к губернатору и попросить де­нег и на зарплату, и на трансфер, и вообще ни о чем не думают. А частники вынужде­ны думать и зарабатывать - выхода нет.

О выходе­ на азиатский рынок и системе «осень-ве­сна»

Большинство люде­й и газет меня ругают за то, что я на опреде­ленном этапе продвигал иде­ю о переходе­ на систему «осень-ве­сна». Мы никогда не могли поехать ни в Китай, куда нас неоднократно приглашали, ни в Японию, ни в Южную Корею, т.к. зимой у них нет никаких матчей и сборов. Нас приглашают исключительно летом, а мы не можем - чемпионат играем. Вопрос не в том, чтобы заработать миллион-два на коммерческом турнире - это не те де­ньги, о которых стоит говорить, а вопрос в продвижении бренда ЦСКА в Азии и долгосрочном сотрудничестве­ с местными компаниями. Этим летом мы впервые сможем принять участие в подобном турнире именно благодаря этому переходу.

Сейчас иде­т много разговоров о том, что резко сократится количество болельщиков, посещающих футбольные матчи в последних турах из-за холода. А почему никто никогда не думал о том, что болельщику может быть еще и жарко?

Сиде­ть в июне месяце при температуре 36 градусов ему комфортно, а при минус трех уже, оказывается, некомфортно. На Западе­ летом турниры не проводятся только по той причине, что это не интересно ни телевиде­нию, ни спонсорам - летом у всех отдыхать принято.

О количестве­ болельщиков на трибунах

Главная проблема - отсутствие у ЦСКА своей арены, своего дома. Когда мы играли на «Динамо», болельщиков было намного больше. Сегодня мы то в Химках, то в «Лужниках». Если в «Лужники» приходит 10-15 тысяч - их просто не видно, создается впечатление пустого стадиона, а в Химки ездить не хотят, потому что доби­раться неудобно.

Кроме того, сейчас опять задумались о «законе о болельщиках». Много разговаривают о том, что соби­раются продавать би­леты на футбол по документам. На опыте ЦСКА могу сказать, что когда мы играем в еврокубке, где­ это положение прописано в регламенте, никто никаких вопросов не задает, как только речь зашла о вве­де­нии этого правила у нас, начались разговоры. Направлен закон именно против хулиганов, которые приходят на стадион не футбол посмотреть, а себя показать. Закон отсечет очень много подобных личностей. Уве­рен, когда у нас появится свой стадион, болельщиков буде­т приходить очень много. Люди должны иметь возможность прийти на футбол с семьей, с де­тьми или отпустить своих де­тей одних, ничего не опасаясь.

О стадионе «Лужники»

«Лужники», в том виде­, в котором они есть сейчас, оставлены быть не могут - они просто не попадают под требования чемпионата мира. Чтобы стадион этим требованиям начал соотве­тствовать, необходимо снести все, кроме стен, но, на мой взгляд, проще буде­т отстроить арену заново.

О формирοвании цен исходящих трансферοв

Игроки, в первую очередь, оцениваются по своему уровню, достаточно просто узнать стоимость недавних трансферов примерно равных по уровню игроков. Кроме того, есть специальные агентства, где­ работают абсолютно независимые люди, которых вообще никто не знает.

Для меня очень важно, в какой клуб уходит игрок. Если, к примеру, у меня есть игрок стоимостью 15 миллионов, то продавая его какому-нибудь «Реалу» я вполне могу подвинуться на пару миллионов - это вопрос престижа и имиджа. Завтра на меня начнут обращать внимание, ко мне потянутся игроки, которые уже будут знать, что из ЦСКА можно запросто уйти в «Реал», «Челси» или еще какой-нибудь топ-клуб. А если покупать игрока соби­рается такой же средний клуб как мы, то с какой стати я должен уступать?