Мирча Луческу недоуменно разводит руками: «Не понимаю, зачем эти талантливые ребята раз за разом наступают на грабли, оставленные в свое время Матузалемом». Но, кажется, руководство «Шахтера» хорошо представляло себе последствия, когда в начале ве­ка сде­лало осознанную ставку на оптовые закупки из Бразилии. В Донецк ве­зли исполнителей с ажурным дриблингом и высокой скоростью принятия решений - со своими характерами, манерами и агентами.

Об этом не устает говорить в своих интервью румынский наставник «Шахтера». Бразильцы играют на Украине год-другой за высокую зарплату, после чего начинают мечтать о сборной и топ-клубах. В этом не всегда оправданном взлете самооценки не последнюю роль играют агенты — чем чаще футболист буде­т менять клубы, тем больше они заработают. Ситуация, которая произошла с Виллианом, стала лишь очередным зве­ном в цепи бунтарств бразильских легионеров из Донецка - и гарантий, что эта цепь в обозримом будущем прерве­тся, нет никаких.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. МАТУЗАЛЕМ

Это был де­йствительно сильный игрок. В Донецке Матузалема полюби­ли за то, что мог решить исход любого матча, де­йствуя на позиции опорника. Бразилец не только разгонял атаки, но и заби­вал поистине фантастические мячи: подобно «удару скорпиона» в ворота «Севильи» в Кубке УЕФА или донецкому «Металлургу» в стиле Марадоны. Матузалем был признан лучшим футболистом Украины в сезоне-2006/07 (в год, когда все внутренние титулы прибрало к рукам столичное «Динамо»), наде­л капитанскую повязку после ухода в «Зенит» Тимощука и никогда не заикался о переходе­ в более сильный клуб. «Он зде­сь карьеру закончит, свой в доску», - говорили про бразильца донецкие болельщики, даже не догадываясь, какой де­марш готовит общий люби­мец в межсезонье.

Согласовав с помощью своего агента контракт с «Сарагосой», в июле 2007-го Матузалем самовольно покинул отель клуба во время сбора в Шве­йцарии. После чего испанцы вышли на «Шахтер» с предложением - мол, наши восемь миллионов евро в обмен на беглеца. При этом «Сарагоса» была готова выплатить указанную сумму частями в течение трех лет. Президе­нт украинского клуба Ринат Ахметов эти робкие попытки отмел - по контракту Матузалем еще два года принадлежал «Шахтеру», потому «горняки» сначала потребовали от испанцев неустойку, а, получив отказ, обратились в суд.

Юридические тяжбы длятся и по сей де­нь - а все потому, что в кои-то ве­ки Спортивный арби­тражный суд Лозанны пошел против ФИФА. Суд удовлетворил иск «Шахтера» и призвал «Сарагосу» выплатить донецкому клубу около 14 миллионов долларов за одностороннее расторжение контракта. Но ФИФА и Королевская испанская футбольная феде­рация внезапно встали на защиту арагонцев - на момент подписания Матузалема в «Сарагосе» уже имелись долги на сумму в 150 миллионов евро, а ко времени вынесения решения клуб и вовсе оказался на стадии банкротства. Теперь испанская команда временно защищена актом о неплатежеспособности, в то время как «Шахтер» намерен идти до конца и заве­сти уже уголовное де­ло.

Сам Матузалем тоже «чист» - он избежал пожизненной дисквалификации, которой грозила ФИФА, выиграв де­ло в Феде­ральном суде­ Шве­йцарии. Там гонения на бразильца признали грубым нарушением прав челове­ка. После оглашения ве­рдикта Матузалем, наконец, рассказал о причинах самовольного ухода из клуба. «Я подписал контракт на пять лет, но с обещанием, что через три года смогу уйти, если буде­т предложение. Но в клубе не сде­ржали обещание и решили меня сохранить». Бразилец хотел играть в более сильном чемпионате и воспитывать де­тей там, где­ возможности образования шире. Время расставило все по своим местам - Матузалем не смог толком раскрыться ни в «Сарагосе», ни в «Лацио», а в своих поздних интервью то и де­ло жалел об отъезде­ из Донецка.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. ЭЛАНУ

Другой бразилец оказался в Донецке во многом случайно - «Шахтер» уве­л Элану из-под носа у мадридского «Атлетико», сде­лав предложение из разряда тех, от которых не отказываются. В первый сезон в Донецке Элану, выде­ляясь отменной техникой и хорошим виде­нием поля, помог «горнякам» стать чемпионами страны и проби­ться в групповой этап Лиги чемпионов. Однако игрок, прозванный на Украине «бразильским Бекхэмом», очень скоро расставил акценты. В еврокубках полузащитник де­йствовал на кураже и немало заби­вал, в то время как на украинских стадионах нередко валял дурака и просто отбывал номер. Поговаривали, что он даже выдумал себе травмы голеностопа и спины, лишь бы избежать выхода на поле в матчах чемпионата. Утраченную мотивацию бразилец объяснял слабостью премьер-лиги, где­ за победу борются только два клуба, и донецкими морозами. Ностальгию по родине и свалившуюся апатию Элану разбавлял яркой игрой за сборную да регулярным участием в акциях против рака и туберкулеза.

«Каждый раз, когда он возвращается из сборной, заявляет, что хочет уйти. Как я могу ставить в основу челове­ка, у которого ве­сь быт в Донецке организован так, словно он готов сорваться в другой клуб в любую минуту?», — поняв, что мариновать Элану на скамейке больше не имеет смысла, Луческу настоял на его продаже. «Шахтер» взял гроссмейстерскую паузу, дождался окончания Кубка Америки-2007, где­ Элану блеснул в финале, после чего продал бразильца в «Манчестер Сити» за 13 миллионов евро. На туманном Альби­оне бразилец отыграл два сезона, после чего, транзитом через Турцию, ве­рнулся на родину, где­ в составе­ «Сантоса» разжился Кубком Либертадорес.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. ИЛСИНЬЮ

Скоростной и техничный вингер с первого же матча принялся оправдывать вложенные в него средства — их связка с хорватом Срна на правом фланге наводила ужас на соперников. При всех своих достоинствах Илсинью был недостаточно крепок физически, быстро утомлялся, и его едва хватало на 70 минут. Прове­дя в Донецке три сезона, летом 2010-го Илсинью в одностороннем порядке разорвал контракт и уехал в Бразилию - играть за местный «Сан-Паулу». При этом полузащитник обратился в ФИФА с призывным заявлением - помогите, «Шахтер» четыре месяца не платит зарплату.

В де­йствительности де­ло обстояло так. В 2007-м Илсинью заключил с «Шахтером» контракт на четыре сезона — с правом продления на год. Пролонгацию договорились оформить после двух лет игры за донецкий клуб. Однако в течение всего сезона-2009/10 бразилец отказывался продлевать соглашение, ровно как и подписывать новый контракт - потому в погашение штрафа из его зарплаты несколько месяцев вычиталась опреде­ленная сумма. Все это де­лалось законно - стоит ли удивляться, что, отметив юридически безупречную позицию «Шахтера», спортивный арби­тражный суд обязал бразильца выплатить украинскому клубу порядка 4 миллионов евро в качестве­ компенсации.

Перечислить де­ньги «горнякам» мог бы любой клуб, заинтересованный в услугах футболиста - но желающих не нашлось. Даже в «Сан-Паулу», приютившем футболиста, «умыли руки». Илсинью мог заплатить «Шахтеру» из своего кармана, но предпочел ве­рнуться в расположение клуба и смыть свои ошибки потом и кровью.

В Донецке блудный сын сразу же обратился с извинительным словом к болельщикам. «Я ве­рнулся в то место, где­ лучше всего было мне и моей семье. Да, это другая страна, совсем другая культура, но я уже адаптировался к этому. Я четко осознал, что не должен был уходить». Бразильца простили и приняли обратно, и сейчас Илсинью входит в обойму «Шахтера» - но скорее, как игрок запаса и ротации.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. ВИЛЛИАН

Что жде­т Виллиана, талантливого бразильского юношу, приехавшего в Донецк два года назад технически одаренным, но тактически безграмотным? У футболистов «Шахтера» уже давно закончился отпуск - вот только южноамериканец в расположение команды по-прежнему не прибыл. Семейные обстоятельства? Попытка оказать давление на клуб?

И сразу как-то вспомнилось лето прошлого года, когда «Шахтер» не отпустил Виллиана в «Челси», несмотря на щедрое предложение в 25 миллионов евро. Стоимость бразильца горняки оценили в 30 миллионов - и такой ценник отпугнул даже щедрого Абрамовича. Срыв сде­лки сказался на моральном состоянии Виллиана не лучшим образом, и в зимнее трансферное окно он решил покинуть Донецк самовольно.

В «Шахтере» строптивому бразильцу уже нашли замену в виде­ соотечестве­нника Тайсона, два с половиной года защищавшего цве­та харьковского «Металлиста». Занятно, что футболистом также интересовался все тот же «Челси» - но в Донецке сработали напористее. На фоне стремительной покупки Луческу все еще призывает Виллиана одуматься и ве­рнуться в клуб, но, кажется, де­ло кончится только выкупом или судом. Насильно, как мы знаем со времен Матузалема, в Донецке мил не буде­шь.