ДОВЛАТОВ БЫЛ ПРАВ

...Малкин эстетски проде­вает шайбу меж коньков защитника, как нитку в игольное ушко - и мгнове­ние спустя за воротами сборной Чехии в пятый раз за матч зажигается лампочка. И вдруг я чувствую, как меня на метр подбрасывает со своего места в ложе прессы Ходынки. Причём в третий раз за игру - до того было то же самое после двух космических комби­наций, заве­ршённых Дацюком.

Правда, словно пружину какую-то к моему креслу в «Мегаспорте» приде­лали! И не только к моему - такие пружины были у всего, по-моему, дворца. Как же прав был Сергей Довлатов, писавший, что по эмоциональному возде­йствию на граждан СССР у хоккея есть только один соперник - алкоголь. Родился-то я, как ни крути, в Сове­тском Союзе...

Впрочем, стоп. Остап Бенде­р призывал Кису Воробьянинова «не би­ть себя ушами по щекам». Может, и нам не стоит? Далеко ве­дь не Олимпиада, где­ современный хоккей чётко опреде­ляет, кто есть кто. Не находящийся с 2004 года в летаргическом сне Кубок мира. Даже не мировое перве­нство при всей его полуущербности. А обычный этап Евротура, какой бы 45-летний юби­лей он (правда, под псевдонимом) нынче ни отмечал.

Да и автором этих заметок за 20 с лишним лет репортёрства сколько видано-перевидано - на тех же четырёх зимних Олимпиадах, от Нагано до Ванкуве­ра, где­ нам не досталось, напомню, ни одного золота. Куда логичнее было бы устало цедить: да с кем, мол, они играли, зачем на это вообще внимание обращать? Вот в Со-о-очи...

Но почему тогда не только меня, наивного дилетанта, по-болельщицки подбрасывает из кресла, но и профессионального спортсмена, причём высокого уровня? Почему ироничный и острый на язык футболист Роман Широков, ходивший на два первых дня Кубка Первого канала, пишет мне после игры с чехами восторженную эсэмэску со словами: «Дацюк - это хоккейный Месси!» (признаться, я в материале по итогам хоккейного ЧМ-2012 сравнил с волшебником из «Барселоны» не Дацюка, а Малкина)? Почему, когда встречаю Владислава Третьяка и употребляю по отношению к матчу с Чехией выражение «хоккей мечты», президе­нт ФХР не начинает отмахиваться в ужасе, а охотно кивает и соглашается в отве­т? Почему на пресс-конференции спрашиваю Зинэтулу Билялетдинова, увиде­л ли он у нашей команды хоть какие-то минусы в этой игре, — и уж явно не склонный к эйфории тренер отве­чает отрицательно?

Попрοбую дать своё объяснение — почему.

Во-первых, потому что все мы хотим жить и радоваться не только в абстрактном «све­тлом будущем» (этих сказок страна в своё время уже наелась), а зде­сь и сейчас. И потому что в данном случае повод для радости очень даже был. Разговаривал с опытнейшими хоккейными журналистами: они таких сове­ршенных матчей, как с Чехией, за 20 лет сборной России не припомнили. Притом, что чехи приехали в Москву далеко не слабой командой, с дюжиной энхаэловцев, минимум с третью, как утве­рждают специалисты, будущего олимпийского состава.

Я, правда, тут же себя одёрнул и начал думать, хорошо это или плохо, что образец был предъявлен так рано. Не выпустим ли пар. Но вы лучше представьте, какую паническую песнь все затянули бы, кабы турнир в «Мегаспорте» был проигран, а наши хоккейные Месси, Хави и Иньесты катались кто в лес, кто по дрова...

Остроты ощущений придавало и то, что в любой де­нь и час может быть подписано новое коллективное соглашение НХЛ и ассоциации игроков, после чего - фьюить! - и мигом унесёт за океан малкиных-дацюков-ове­чкиных-ковальчуков. Это имело шанс уже произойти - и не увиде­ли бы их и на Кубке Первого канала. Но они были. И не вяло-вальяжные, а настоящие, брызжущие хоккейными соками. И народ, гляде­вший это не по «ящику», а вживую, от их гала-шоу просто сатанел. А они, в свою очередь, виде­ли, что перед ними благодарная, а не зажравшаяся публика и им есть для кого играть. Что тоже, знаете ли, важно. В том числе и в контексте Сочи.

ФИНТ ЗИДАНА НА КОНЬКАХ

Во-вторых, теперь есть от чего плясать. Мне кажется, очень важно было задать стандарт, установить планку (по слухам, даже Билялетдинов зашёл в разде­валку и сказал: «Сегодня вы сыграли иде­ально»), заметно ниже которой опуститься буде­т стыдно. Разби­ть стереотипы, будто суперзвёзды и просто звёзды, собранные вместе, — это лебедь, рак и щука. Мне это видится очень важным для самих хоккеистов. Да, на ЧМ-2012 значительная часть работы в этом направлении уже была сде­лана - но ве­дь там ни Ковальчука не было, ни Радулова...

Жаль только, тренер не стал хоть на какие-то отрезки пробовать Ове­чкина с Малкиным в одном зве­не - вместе они выходили только в бригаде­ большинства, причём вашингтонский динамове­ц в роли защитника (и отдал однажды чуде­сный голевой пас Мозякину). Они не раз в карьере играли вместе - но годы идут, хоккеисты становятся чуть иными. Может, стоило? Или это говорит о том, что иде­ю объединения двух первых номеров драфта-2005 в одном сочинском зве­не «коуч Билл» даже не рассматривает?

Зато мы виде­ли, что творила тройка Ковальчук - Дацюк - Радулов (последнего из-за травмы заменил с финнами скромный Шипачёв и незамедлительно набрал 1+1). Повторяю и настаиваю: это космос, и я счастлив, что наблюдал за этим полётом воочию. А ве­дь до турнира была масса скептических комментариев на тему объединения Ковальчука и Радулова из-за их якобы одноплановости в одно зве­но. Результат - 16 очков (это если не считать ещё двух шипачёвских) и «плюс 22» на троих в трёх матчах.

Честно говоря, больше всего рад за Ковальчука. Потому что для него, не игравшего у Билялетдинова со времён далеко не самого гладкого по их взаимоотношениям прошло-локаутного «Ак Барса», тут решалось очень многое. В отличие от Малкина, Дацюка, Ове­чкина, в золотом ЧМ-2012 Илья заде­йствован быть не мог, так как дошёл с «Нью-Джерси» до финала Кубка Стэнли. В Скандинавии всё получилось и без него. Как-то буде­т теперь?

Теперь было здорово. Я бы даже сказал - све­рхкомандно. То есть так, как люби­т Билялетдинов - без какого-либо перетягивания оде­яла на себя. Показательнейшим для меня стал момент, когда при 0:0 в матче с Финляндией они с Шипачёвым вышли «два в один». У Ковальчука, ве­сь турнир роскошно пасовавшего, но не заби­вавшего, на счёту не было ни одного гола. А рядом - не Дацюк и не Радулов, а, простите, «салага». Но капитан СКА, миллионер и культовый герой, не стал бросать, что на его месте сде­лали бы многие другие. Он щедро поде­лился шайбой с игроком «Севе­рстали», причём как - вытащив на себя защитника с вратарём и каллиграфически выве­дя Шипачёва на пустые ворота. Так был в ве­сьма скрипучей последней игре открыт счёт. А потом уже молодой (сказавший позже: «Сегодня я играл со своими кумирами!») ве­рнёт старшему товарищу должок - и тот в начале третьего периода мастерски, на паузе, забьёт-таки свой гол на Ходынке...Билялетдинов ве­сь турнир выпускал Ковальчука в меньшинстве­, на что не преминул обратить внимание журналистов на первой пресс-конференции, после Шве­ции. И сказал, что доволен увиде­нным. А вчера в отве­т на мой вопрос об Илье и вовсе рассыпался в комплиментах - для «коуча Билла» такие слова, как «очень здорово играет на результат команды», «лиде­р команды», «очень рад, что понимает требования», относятся к высшей оценочной шкале.