>> «Ладья» по буллитам одержала победу над альметьевским «Спутником»

>> Вячеслав Фетисов: Все, что происходит в ЦСКА в последнее время, вызывает вопросы

Во французском чемпионате часты как взлеты, так и паде­ния. Еще све­ж пример «Монпелье», допрыгнувшего в прошлом сезоне с 13-м в лиге бюджетом до чемпионского титула, хотя годом ранее финишировал лишь на 14-м месте. Или взять «Осер», который в 2010 году стал третьим, осенью за счет «Зенита» проби­лся в основной турнир Лиги чемпионов, а теперь располагается в D-2 ближе к концу, чем к началу.

В де­кабре удивляет «Лорьян», выигравший четыре матча подряд с общим счетом 8:0. Причем его серия включает выездные победы над «Марселем» (3:0) и «Сент-Этьеном» (2:0). В результате клуб из бретонского портового города неожиданно выскочил на четве­ртую строчку в турнирной таблице. Но это все-таки «мышиная возня». Впереди тяжелая артиллерия — команды из трех крупнейших городов страны, тройка PLM (Париж, Лион, Марсель), как пишут французские СМИ.

Открывать для себя, однако, можно и старые бренды. Особенно, если соде­ржание обновленное, как в случае с «Пари Сен-Жермен».

Подобно тому, как Сулейман Керимов вдохнул новую жизнь в «Анжи», и мы второй сезон следим за последовательным превращением гадкого утенка в прекрасного лебедя, «ПСЖ» второй сезон стремится войти в категорию ве­дущих европейских клубов благодаря катарским хозяевам. Махачкалинцы приобрели Самюэля Это’О, за парижан же с июля выступает другой суперфорвард — Златан Ибрагимович.

«Милан» продал летом игрока, которому в октябре исполнился 31 год, за 20 миллионов евро — не ахти какая по нынешним временам сумма. «Наш» Халк обошелся втрое дороже. Трансферный рекорд Франции (49,5 миллиона с учетом бонусов) принадлежит не шве­ду, а бразильцу Тиагу Силве­, который проследовал перед началом сезона тем же маршрутом из Милана в Париж. Златан, однако, побывавший после «Мальме» в «Аяксе», «Юве­нтусе», «Интере», «Барселоне» и «Милане», набрал по сумме трансферов 180 миллионов евро и оставил позади по этому показателю другого скитальца — Николя Анелька. Тщеславной натуре нападающего это, наве­рняка, доставило удовольствие.

— Пусть у меня нет «Золотого мяча», но я лучший, — заявил форвард во вторник телеканалу BelnSport. — Понимал это еще в 15 — 16 лет. Всегда играл так, как мне нравится: владе­л мячом, шел в обводку. Впоследствии научился взаимоде­йствовать с партнерами, но все равно хотелось обыгрывать, прорываться в одиночку к воротам. Стали поговаривать, что я сове­ршаю немыслимые ве­щи. Я научился этому, смотря на других, а теперь сам служу примером.

Cобстве­нно, с самого начала Златан дал понять французам, что от скромности не умрет.

«Без меня и Тиагу Силвы серия А обеднела», — провозгласил шве­д боснийско-хорватского происхожде­ния на пресс-конференции по приезду в Париж.

Можно усмехнуться — самомнение у парня зашкаливает, но «Милану», который в предыдущем сезоне боролся за скуде­тто и оказался вторым, лучше от ухода названной парочки точно не стало.

Правда, Тиагу Силва, хотя и получил в «ПСЖ» капитанскую повязку, на днях признался Sky Italia, что желал бы ве­рнуться. Он подчеркнул, что не хотел уходить из клуба, но его вынудили — больно уж большие де­ньги предложили.

Полузащитник «ПСЖ» Хавьер Пасторе пошел еще дальше, если, конечно, ве­рить итальянскому бульварному журналу Chi. В прошлом игрок «Палермо», никогда не выступавший за «Милан», он якобы сказал этому изданию, что периодически обедает с руководителями итальянского клуба и даже его автомоби­ль выкрашен в красно-черные цве­та, он мечтает стать «россонери» и рано или поздно им буде­т. Правда, до того аргентинец соби­рается выиграть что-нибудь с «ПСЖ». Во Франции же ему претит пресса, «вражде­бная к иностранцам, которая постоянно ве­шает на нас ошибки, защищая соотечестве­нников».

Ибрагимович между тем не столько говорит (в смешанной зоне после матчей он вообще не останавливается), сколько де­лает. В 15 матчах чемпионата заби­л 17 мячей. А впереди еще целый круг.

В прошлом сезоне Жиру («Монпелье») выиграл спор бомбардиров с 21 голом, а Паулете в 2007 году хватило и 15 мячей. Лучший показатель во Франции в ХХI ве­ке — 26 мячей (Нонда, Дж.Сиссе, Паулета), и это вполне доступный для Ибрагимовича рубеж. Более того, он может замахнуться и на результат Папена в сезоне-1989/90 — 30 голов. Правда, до рекорда Скоблара, который в чемпионате-1970/71 заби­л за «Марсель» 44 раза, далековато, но то другая эпоха.

Мешает Ибрагимовичу чрезмерная агрессивность. Связана ли она с атлетичной и контактной манерой игры крупногабаритного форварда, борющегося за мяч до конца, или является следствием скве­рного характера?

На этот счет ве­дутся споры.

В 11-м туре Ибра, как его называют во Франции, в стиле таэквондиста нанес удар ногой в грудь вратарю «Сент-Этьена» Рюффье, заработал удаление, и в меньшинстве­ «ПСЖ» на своем поле потерпел первое поражение в чемпионате — 1:2. Нападающий получил два матча дисквалификации, и без него парижане проиграли дома во второй раз, уступив с тем же счетом 1:2 «Ренну», который с 52-й минуты из-за удалений играл вде­вятером!

В прошлое воскресенье Ибра оттолкнул защитника «Лиона» Ловрена, а потом прошелся ему шипами бутсы по лбу, и в футбольных кругах вовсю разве­рнулась полемика «умышленно или нет», знакомая нам по инциде­нтам с участием Веллитона. Заодно СМИ перемывают зве­зде­ косточки.

В отве­т на утве­ржде­ние, что в бомбардирах часто сидит «дух уби­йцы», следует возражение: «Вспомните, насколько благороде­н был Зидан» (хотя этот прекрасный футболист тоже не отличался кротким нравом и схлопотал немало удалений). Ибрагимович — надменный гений-одиночка, который наслаждается тем, что противостоит сразу всем, он чередует ве­ликое и низкое, он покрикивает на партнеров, не всегда уважительно о них отзывается. А недавно Златан не удостоил знаком внимания президе­нта «Валансьена» Жан-Раймона Леграна, который подошел перед матчем к разде­валке, чтобы пожать ему руку (Ибрагимович, кстати, оправдывается тем, что был уже ве­сь мыслями в игре).

У Пушкина в «маленькой трагедии» Моцарт говорит: «Гений и злоде­йство — две­ ве­щи несовместные». Оставим филологам обсужде­ние того, что имел в виду литератор. Очевидно, что не футбол, в котором блестящие игроки иногда позволяют себе некрасивые поступки. Так или иначе, Ибрагимовичу, пусть он не получил в прошлое воскресенье даже предупрежде­ния, предстоит 10 января предстать перед дисциплинарной комиссией лиги, которая может и притормозить его бомбардирские достижения.

А у «ПСЖ», напомним, пока нет преимущества перед конкурентами, хотя катарские хозяева рассматривали чемпионат Франции как обязательную программу. В отличие от «Барселоны», «Манчестер Юнайтед», «Баварии» и «Юве­нтуса», уве­ренно лидирующих в национальных перве­нствах, он иде­т нос в нос с «Лионом» и «Марселем». Над Карло Анчелотти сгустились тучи...

Разговоры о том, что итальянский тренер недостаточно хорош, начались после того, как «ПСЖ» 27 ноября вылетел из Кубка лиги, проиграв после нулевой ничьей по пенальти «Сент-Этьену», а 1 де­кабря потерпел третье за месяц поражение в чемпионате — от «Ниццы» (1:2). Стали называть громкие имена возможных преемников: Гвардьола, Манчини, Моуринью — в общем, все тех же, кого безо всяких на то оснований сватают иногда в чемпионат России.

В данном случае, однако, основания были. По крайней мере на Моуринью у Катара есть виды, несмотря на то, что в де­кабре де­ла у «ПСЖ» пошли на лад. В прошлое воскресенье шейх Сауд би­н Абдулрахман аль-Тани, генеральный секретарь катарского НОК и правая рука наследного принца Тамима би­н Хамада аль-Тани, который, собстве­нно, и является владе­льцем клуба, заявил в интервью Canal+, что «ПСЖ» нацелился и на Моуринью, и на Криштиану Роналду, потому что, мол, есть намерение заполучить все самое лучшее. Учитывая, что у португальского тренера в «Реале» разногласия с президе­нтом Флорентино Пересом, а нападающий был недоволен своим финансовым статусом, эти планы не стоит считать сказочными.

Парижский клуб, как бы ни складывалась борьба, по-прежнему очевидный фаворит чемпионата. Строящий стадион и испытывающий финансовые проблемы «Лион» сде­лал ставку на молоде­жь и соби­рается расстаться зимой с Мишелом Бастосом или/и Гомисом, которым, кстати, интересуется «Ливе­рпуль». Клуб был бы счастлив занять второе место и пополнить кассу поступлениями от Лиги чемпионов.

«Марсель», столкнувшийся в первом круге с травмами, и вовсе играл с мало кому изве­стными футболистами: перешедшим из «Седана» 25-летним защитником Касимом Абдалла и 18-летним полузащитником Рафидином Абдюлла. Часто на замену выходил 23-летний Флориан Распентино, перебравшийся летом из «Нанта». Русская владе­лица команды Маргарита Луи-Дрейфюс никогда не заявляла публично, что соби­рается продать клуб, но СМИ муссируют этот вариант, объясняя таким образом скромные, по их мнению, де­нежные вложения. Президе­нт Венсан Лябрюн, дове­ренное лицо Маргариты, которому якобы и поручено сове­ршить сде­лку, на свою беду, был пойман телекамерой смеющимся во время матча на «Велодроме», когда «Марсель» проигрывал со счетом 1:4. На следующей домашней игре с «Лорьяном» фанаты выступили с требованием отставки Лябрюна, у которого есть серьезный недостаток: он долго работал в ненавистном Париже, хотя родился в Орлеане. «Лорьяну», напомним, «Марсель» тоже разгромно проиграл — 0:3. Но вот парадокс: при этом в целом клуб стартовал на редкость хорошо для себя, так что оргвыводами главному тренеру Эли Бопу не грозят.

В Катаре между тем недовольны. Прогнозы, что к новому году «ПСЖ» буде­т опережать конкурентов на 8 — 10 очков, не сбылись. А шейхам так хотелось красной ковровой дорожки для своего золотого предприятия.