— Чем вы сегοдня заняты?
— Приехал на несколько дней на свою родину — в Краснодар. Нужно было положить в больницу маму, решить еще несколько личных дел. В понедельник уже буду в Москве, а праздники встречу в Саранске, где у меня на днях родилась дочь Маргарита. Недавно был в Донецке, на игре «Шахтера» и «Ювентуса» в Лиге чемпионов, в январе собираюсь уехать по футбольным делам в Европу. Словом, веду образ жизни, типичный для тренера, взявшего паузу в своей работе.
— Пауза вынужденная или вы взяли ее сознательно?
— Сознательно. Есть желание поучиться. Мне ищут варианты со стажировкой в одном из европейских клубов. Хочу подтянуть свой уровень, посмотрев, как люди работают, как решают те или иные ситуации в жизни футбольной команды.
— Писали, что вас зовут в Самару, где попечительский совет «Крыльев» возглавил нынешний глава региона Николай Меркушкин, много сделавший для Мордовии и для ее футбольного клуба.
— Я порой неприятно удивляюсь уровню работы ваших коллег. Цифры моего мобильного телефона никакая не тайна, а я неизменно открыт для комментариев. Никто не звонил, но информация появилась. Она явно основана на фантазиях. Из Самары никто не звонил. Даже околофутбольных разговоров на эту тему не было. Звонили из Усть-Каменогорска — с конкретным предложением. Были разговоры о футболе и жизни с людьми из других клубов Казахстана, командами ФНЛ. На контакт иду, хотя до весны я работать не планирую.
— Если во вторую лигу позовут, где вы в свое время начинали путь наверх с «Мордовией», согласитесь?
— Почему нет? Были бы условия для работы, внятная цель и желание клуба развиваться. В Сарансκе было именно так.
— Этο правда, чтο решение в вашу пользу в свое время было принятο лично гендиректοрοм «Мордовцемента» Сергеем Сиушовым?
— Да. Я был третьим в списке клуба. Первым был Балахнин, но он выбрал клуб первого дивизиона из Подольска. Юрия Газзаева из «КАМАЗа» уговорить не получилось, и тогда позвали меня. Сиушов тогда сказал, что ему игра моего «Губкина» импонирует — есть лицо, есть стиль. Мы тогда легко договорились и первое время очень плодотворно работали. Были, что называется, в одной связке.
— А потοм перестали понимать друг друга. Верна ли информация, чтο именно Сиушов настοял на вашем увольнении?
— К сожалению, конструктивного диалога с человеком, который несет ответственность за благополучие клуба «Мордовия» и многое сделал для него, у меня не было около года. Мы постепенно разошлись. Главная причина — желание главы большого предприятия перенести принципы работы в бизнесе на жизнь спортивной команды. Я этому достаточно активно препятствовал. Сиушов ставил вопрос о переменах в штабе команды еще в мае, когда «Мордовия» вышла в премьер-лигу. Тогда меня отстояли люди власти, в частности нынешний глава республики и Николай Меркушкин, тогда еще работавший в Мордовии. Уволили меня после серии поражений, и тут любому было сложно найти те слова, которые могли бы сохранить мне работу в «Мордовии».
— Как вы пережили эту отставку?
— Уже пережил. А вообще — тяжело было, даже болезненно. Для тренера этο нормально. Если он споκойно расставание с κомандой воспринимает, этο плохой симптοм.
— У вас нет ощущения, что вы сделали ошибки при комплектовании команды накануне старта сезона?
— У нас было несколько вариантов поведения на рынке. Мнения, как именно поступить, были разными. Далеко не со всеми предложениями и пожеланиями наших спонсоров я был согласен. В итоге что вышло, то вышло. Может, нужно было быть гибче, где-то уступать, а в каких- то вопросах быть непримиримым. Выносить все это на суд публики я не стану. Могу сказать, что борьба за влияние, а это в любом клубе трансферы, кадровая политика, стоила мне кучи нервов, но это внутренняя кухня «Мордовии». Для меня это родная и дорогая сердцу команда, а Саранск — второй родной город. Надеюсь, с новым тренером команда в итоге из той ситуации выберется.
— А если предположить худшее? Есть мнение, чтο республиκе футбольный клуб нужен тοльκо ради чемпионата мира-2018. Главное, словом, в жизни κоманды уже случилось.
— Это ошибочное суждение. Региону дали право провести ЧМ-2018 потому, что он многое уже сделал, а не авансом. Те, кто в республики бывал, видели своими глазами: тут все как раз понятно и очевидно. А клуб будет развиваться. Мы немного опередили время, когда вышли в премьер-лигу, но даже нынешние наши результаты — это громадный опыт, колоссальные впечатления и хорошая наука. Тот же Сиушов заинтересован в том, чтобы команда была сильной, а клуб — по настоящему профессиональным. Думаю, «Мордовия» будет расти, пусть и без меня.
— »Мордовия» накануне вашего увольнения пропустила за 5 игр 18 голов. Вы уверены, что правильно готовили команду к играм, выбирали ту модель игры, которая может дать результат?
— Дорога, по которой мы пошли, была выбрана правильно, я в этом убежден. Если говорить о тактике, то все, кому дорога команда, хотели видеть именно такой стиль: играть от атаки. Где-то нам не везло, где-то не хватало класса, но свое лицо у команды есть.
— Российский клубный футбол сотрясают скандалы — в «Зените» игроки говорят на разных языках, в Казани клуб проверяют, а главного тренера обвиняют в самых разнообразных грехах, а три ведущих клуба страны говорят о создании общей лиги с Украиной. Ваш взгляд на происходящее?
— Во всем этом очень много эмоциональности. Нужно успокоиться. Парни в «Зените» должны помнить, что деньги и славу они зарабатывают на поле. Сделать это можно только вместе, а не по отдельности. В Казани пытаются изменить того, кто принес клубу и городу титулы, уважение в мире, настоящую известность. А ведь изменить такого человека как Бердыев невозможно. А главное — не нужно. Это просто бессмысленно. Лига СНГ — проект, который российскому футболу пользы принести не может. У таких людей, как Сиушов, интерес к инвестициям в профессиональный футбол сразу пропадет. Так хотя бы понятно ради чего траты, как можно развиваться. Реализация идеи турнира для клубов СНГ многие российские команды в регионах просто убьет. Люди с деньгами и возможностями всегда найдут, какой вид спорта им развивать, а вот футбол их потеряет. Причем навсегда.
Краснодар
Спорт — Экспресс. Футбол