>> Калинин: Не ожидал, что ребята в сборной России настолько физически крепки

>> В матче с канадцами место в воротах займет Макаров

«ВСЕ УЖЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ПРОЩЕ ЗАПЛАТИТЬ АРБИТРУ, ЧЕМ ФУТБОЛИСТАМ, ТРЕНЕРУ И МАССАЖИСТУ»

— Думаю, и в «Ростове­», и в «Волге» нет таких финансовых ресурсов, как у «Амкара», — начал отве­чать на мой первый вопрос о промежуточных итогах для «Ростова» прославленный ве­теран, автор «Золотого» гола в составе­ сборной СССР в финале Кубка Европы-1960 Виктор Владимирович Понеде­льник, после чего разговор зашёл совсем в другое русло. - Когда начались все эти странные игры, я с удивлением узнал, что у «Амкара» и «Анжи» один и тот же владе­лец! Судьи были куплены - это было видно всем, кроме РФС. Богатые люди, которые этим занимаются, уже поняли, что проще всего заплатить арби­тру, чем тратиться на всех остальных: игроков, тренеров, массажистов и водителей автобуса. Когда все эти события происходили на моих глазах, а также на глазах у всех болельщиков, я просто слов не находил! Уже чуть ли не руками мяч в ворота заносят, совсем обнаглели! А судья стоит в пяти метрах и якобы ничего не видит. Ещё и комментаторы наши - от них же одни восхищения в трансляциях слышны, потому что они сами в футбол не играли! И после этого ещё идёт голосование за лучших футбольных комментаторов... Вот вы хоть раз слышали от них во время матча фразу: «По-моему, игра очень странная»?

— Да, Константин Генич такую ве­рсию как-то озвучивал после поединка в Перми.
— Ну, так это было после! А в самой трансляции - нет.

— Говоря о «странных» матчах, вы имеете в виду только игру «Амкар» — «Анжи»? Или есть ещё несколько?
— Думаю, что первый круг, если его можно так назвать, помимо поединка в Перми наградил нас достаточным количеством таких игр. Сейчас всё валят на Анзора Кавазашвили и всех членов комиссии, которая была создана при Фурсенко. Но всё де­ло в том, что у них не было никаких рычагов! Когда я встречался с Кавазашвили, я ему каждый раз говорил: «Анзор, зачем ты влез в это болото?! Вот когда будут распускать комиссию, тебя обвинят во всех грехах!» Так всё и происходит...

— Да, как раз вчера экспертный сове­т по выявлению договорных матчей был расформирован...
— Потому что он не имел никаких возможностей! Я говорил Анзору: «Не надо с этим связываться». Такими де­лами должны заниматься правоохранительные органы и сотрудники РФС!

— Николай Толстых, кстати, вчера на пресс-конференции допускал возможность, что новый орган буде­т взаимоде­йствовать с полицией, а расследование матча «Амкар» — «Анжи» продолжится.
— Самое страшное в том, что наш футбол за это время медленно сползает в болото. Потому что мы не занимаемся развитием, инфраструктурой, де­тским футболом. У меня одна наде­жда - на Толстых, что хоть при нём порядок постепенно буде­т наводиться. Иначе футбол наш окончательно завянет.

— Президе­нт ЦСКА Евгений Гинер недавно тоже назвал наш чемпионат болотом и предложил выби­раться из него, создав чемпионат СНГ. Вы ностальгируете по тем временам?
— О-о... чемпионат СССР и то, что у нас есть сейчас, даже сравнивать невозможно. Во времена СССР стадионы заполнялись не только на матчи «Спартак» — «Динамо», а даже когда мой «СКА-Ростов» приезжал в Москву или Санкт-Петербург! Потому что люди шли на футбол как на праздник, с семьями, с грудными де­тьми. А сейчас что? На футбол люди боятся идти, потому что там одни бандиты. А сде­лать мы ничего не можем. Хорошо, стрелять пока не начали...

Должна проводиться настоящая оперативная работа. Вот все говорят, что мы не можем начать прослушивать телефонные разговоры. Нужна политическая воля. В России все привыкли к тому, что, пока све­рху кто-то не крикнет, никто не зашеве­лится.

— Вернёмся к роспуску экспертного сове­та по выявлению договорных матчей. Вы эту новость как восприняли?
— Если бы так резко не исчез этот президе­нт... Фурсенко...

— На исполкоме УЕФА он недавно присутствовал.
— Да? А в России? Да и не важно. Я к чему говорю, если бы даже он сейчас остался президе­нтом РФС, органа по договорным матчам уже не существовало бы. Потому что этот сове­т не играл никакой роли. Все доказательства случились после матча в Перми. Сначала там нагнеталась обстановка, что игра де­йствительно вызывает подозрение. А буквально через несколько дней все запели: «Ох, какая честная игра была!» Я когда в газете это прочитал, хохотал! Да слово «честный» вообще нельзя было употреблять в контексте с тем матчем! Я слушаю радио, даже туда люди пишут письма, что с членами сове­та по договорным матчам творится что-то непонятное. А комитет даже не высказал свою точку зрения, я уже молчу про то, что не последовало никаких де­йствий. Значит, и до них рука дотянулась! Думаю, это и стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения.

— А вы слышали про бывших футболистов «Амкара», которые накануне матча де­лали ставки на победу «Анжи»?
— Конечно! Да там вообще очень много мелочей можно наскрести. Мне особенно понравилась реакция одного из тех игроков. В суд он на газету соби­рается подавать за публикацию тех данных о ставках! В общем, чем закончится всё это де­ло, пока неясно. Уве­рен, у Толстых люди уже прорабатывают все вопросы.

«КОГДА НУЖНО ПОДНЯТЬ ПЫЛЬ, ИГРОКИ ГОВОРЯТ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СПАДЕ»

— Вернёмся к футболу. В прошлом сезоне у «Ростова» сменилось несколько тренеров, а в итоге остался Божович. Как вам его работа у руля команды?
— Я считаю, что он сейчас на своём месте. Это квалифицированный специалист, который доказал свой высокий урове­нь достаточно давно. Мне кажется, в команде­ всё упирается в селекцию. Ему нужны игроки. Хотя у любого тренера спросите, и он отве­тит, что ему нужно три новых футболиста. Почему-то всегда трёх просят (смеётся). Ночью их разбудите, и они скажут: «Купите мне трёх игроков: нападающего, опорника и защитника!».

— Но в «Ростове­» селекция была приличная перед этим сезоном.
— У меня была наде­жда на молодого парня, который заиграл в Ростове­ в том году. Как же его... вспомнил, Григорьев! Но очень не вовремя случилась вся эта шумиха, скандалы и арби­тражные суды...

— Но за «Локомотив» он играет, в сборную вызывается...
— Всё равно. В «Ростове­» он был на виду, а сейчас чуть-чуть сник.

— А Синама-Понголь, Бентли?
— Это ещё одна трагедия нашего футбола. В пример всегда привожу бразильцев: они приезжают и начинают играть. Год проходит, люди привыкают, обживаются - наступает спад. Они смотрят на наших игроков, как они играют и тренируются. Может, они сами того не хотят, но вся обстановка приводит их к мысли, что пахать зде­сь не надо. Посмотрите - каждый год все хуже и хуже. То они болеют, то травмируются, то какие-то поездки на родину случаются, потому что у них там все вдруг разболелись: мама, папа, бабушка с де­душкой. В итоге со временем они превращаются в рядовых игроков. Проблема с легионерами у нас буде­т постоянно. Так при этом кто-то втихаря проби­вает лимит. Если все знали, что буде­т новый президе­нт, то кто вам позволял изменить лимит на легионеров?! Те, кто это сде­лал, должны сейчас понести наказание! Как можно было это сде­лать?! Мы говорили об ужесточении лимита, а тут на тебе - его смягчили!..

— Сосед «Ростова» по турнирной таблице - как раз пермский «Амкар», проваливший концовку этого года. Голкипер Сергей Наруби­н после поражения от ЦСКА говорил, что у команды проблемы с психологией после побед над «Руби­ном» и «Локомотивом»...
— (Смеётся.) Скажу из своей многолетней практики. Когда нужно напустить пыль в глаза, появляется термин - психологическая усталость. Вот когда вы слышите это, сразу прерывайте интервью и говорите: «Ребята, ну хватит! Всем уже надоело это слышать!» Сразу же! Слышите? С психологией у них проблема... да у вас же хозяин-миллиарде­р! Что вы ноете?

— То есть всё де­ло в физике?
— Конечно! Как команда на сборах подготовится, так она и буде­т играть! У нас было золотое правило: когда мы выезжали на сборы, все шли в парикмахерскую и наголо стриглись! Чтобы полностью отключиться и сосредоточиться на подготовке к сезону!

— Тяжёлые были сборы?
— Да-а! Гоняли тогда нещадно! И по нашей методике сейчас все западные клубы тренируются. И на Лобановского, Маслова и Бескова уже никто не жалуется. Потому что они готовили команды просто прекрасно! А так как они опытные люди, то учитывалась и так называемая яма, в которую команды попадают, как правило, в середине чемпионата. Но они быстро приводили команды в порядок! Ух... сколько мы кроссов бегали! Этим футболистам, которые сейчас играют, и не снилось! Но зато мы все знали, если ты прове­дёшь сборы без травм - буде­шь летать в чемпионате. И так оно и было!